В промышленных и гражданских сооружениях обязательным элементом является противопожарная сигнализация, состоящая из множества элементов, линий связи и пунктов управления. От того, насколько исправна эта система, напрямую зависит жизнь и здоровье людей, а также исправность оборудования и целостность материальных ценностей, хранящихся в помещении. С учетом того, что составляющие этой системы работают в достаточно сложных условиях (запыленных помещениях, условиях повышенной влажности, подвергаются перепадам температур), о своевременном обслуживании сигнализации стоит позаботиться заранее, иначе она просто перестанет работать. Профилактические работы, связанные с обслуживанием подобных систем, являются обязательными, поэтому разработан специальный регламент обслуживания сигнализации.
Основные требования регламента обслуживания систем сигнализации.
Регламент обслуживания сигнализации составляется на основе действующих нормативных документов – Инструкций и Законов, и действует непосредственно на каждом конкретном объекте. Обязательным является не только разработка регламента, но и договорные отношения с предприятиями, которые будут обслуживать систему сигнализации. К подобным предприятиям относятся:
- Производители отдельных узлов и систем;
- Организации, специализирующиеся на установке подобных систем;
- Компании, имеющие соответствующие лицензии и сертификаты, согласно которым они имеют право производить регламентные работы.
Стоимость обслуживания сигнализации зависит от сложности системы, количества ее элементов и используемого оборудования, но в большинстве случаев она определяется в индивидуальном порядке. Важно знать, что все регламентные работы обязательно фиксируются в специально предназначенном для этого журнале – это позволяет не только контролировать работу обслуживающей организации, рассчитывать стоимость обслуживания сигнализации, но и позволит точно знать общую картину относительно общего состояния оборудования.
Регламентные работы, производимые ежедневно.
При своевременном обслуживании сигнализации обязательным является ежедневная проверка системы, которая обеспечивается силами ответственных сотрудников предприятия, в частности:
- Внешний осмотр приборов на предмет механических повреждений – датчиков, шин, пультов управления;
- Контроль целостности пломб;
- Проверка уровня заряда аккумуляторов систем резервного питания;
- Проверка работоспособности световых индикаторов.
- При проведении проверки сторонними организациями сроки ее изменяются согласно договора, но минимальная периодичность – не менее одного раза в неделю.
Еженедельные работы согласно регламента.
Немаловажным фактором стабильной работы системы сигнализации является проведение еженедельных регламентных работ. В рамках таких работ ответственные сотрудники или сторонние специалисты:
- Тестируют основную и резервную систему питания;
- Проверяют работоспособность переключения между основным и вспомогательным источниками питания;
- Контролируют работу отдельных элементов – датчиков, устройств контроля и передачи, громкоговорителей и т.д.;
- Проверяют состояние шлейфов;
- Тестируют работу сигнализации по зонам.
Важно понимать, что все работы по техническому обслуживанию сигнализации (охранной, пожарной, тревожной) необходимо доверять только специалистам, так как от работоспособности таких систем напрямую зависит безопасность людей и сохранность имущества на объекте.